Дорогие коллеги, многие из вас знают, что я вот уже шестой месяц пытаюсь купить ижевскую машину, которую мне никак завод не продаёт, и периодически задают на эту тему разные вопросы, как ехидные, так и сочувственные. В минувшую пятницу утром я вернулся и Ижевска, куда ездил на 1 день (точнее, в городе пробыл всего 6 часов) для того, чтобы разобраться в ситуации на месте, ибо по телефону я уже ничего понять не мог и ни кому не верил. Всех, кому интересно, приглашаю почитать нижеследующий опус.
Во-первых, хотелось бы выразить благодарность за понимание моему руководству, которое согласилось оперативно предоставить мне однодневный отпуск для поездки в Ижевск.
А во-вторых – моей жене Наталье, которая с ангельским терпением скоро уже полгода как переносит отсутствие в семье автомобиля, да ещё и отпустила безропотно меня в Ижевск аккурат на её день рождения.
Итак, диспозиция.
1) Есть ОАО «Иж-Авто», один из советских автогигантов, порождение ИжМаша.
Вот их сайт: http://www.izh-auto.ru/, кстати, студия Артемия Лебедева делала.
Впрочем, первая версия сайта, недолго просуществовавшая в качестве официальной, была интереснее: http://www.izh-auto.ru/home/. А в нынешней, пожалуй, примечательнее всего error 404: http://www.izh-auto.ru/404/. На сайте студии Лебедева утверждается, что это фото реальной надписи, нацарапанной в каком-то цеху автозавода.
Историю «Иж-Авто» можно узнать на официальном сайте, о ней я распространяться не буду.
Достаточно сказать, что в июле прошлого года самарский менеджмент Иж-Авто неожиданно резко прекратил выпуск автомобилей ижевской разработки, включая только-только вставшую на конвейер «Фабулу-4x4», предмет моего желания, и в настоящее время собирает из корейских машинокомплектов «Киа Спектра» (кузова, правда, варят сами из корейских деталей), да вазовскую «классику», да ещё вот таких уродцев: http://www.izh-auto.ru/models/present/27175/.
При этом на заводе сократили 10000 (десять тысяч!) работников, и после этого слово «Самара» без ругательств в Ижевске не произносят.
2) Есть ООО «Норма-авто», тюнинговая фирма, сайт которой давно не обновляется: http://www.norma-avto.ru/.
Историю «Нормы» на сайте узнать нельзя, поэтому вкратце изложу её здесь.
Началось всё с того, что в середине восьмидесятых годов причуды социалистической экономики забросили в Ижевск партию кузовов от «Москвичей-2141». Машины эти только начали сходить с конвейера АЗЛК, и в Ижевске их никто видом ни видывал, и даже, пожалуй, слыхом не слыхивал. А кузова были в первой комплектации, т.е. со стёклами и со всеми внутренностями салона. Предназначались они для реализации через систему спорткультторга, и были в мгновение ока раскуплены. Одним из счастливых обладателей новомодного кузова стал пилот ижевского авиаотряда Владимир Иванович Кузнецов. Видимо, в те благословенные времена зарплата лётчика позволяла приобрести игрушку за пару-тройку тысяч рублей без особой надежды на успех. Однако за несколько рейсов в Москву Кузнецову удалось приобрести практически всё недостающее, включая коробку передач (что-то продавалось в Южном порту, но больше всё-таки было добыто через несунов с АЗЛК), а вдвоём с братом Александром они на его «копейке» съездили в Уфу и привезли двигатель. В конце концов, удалось в гараже собрать полноценный «сорок первый», и даже легализовать его в ГАИ (с подачи начальника РЭО был приобретён за гроши «Москвич-402», у которого последовательно была оформлена замена кузова и двигателя). Так в Ижевск пришла передовая модель отечественного автопрома.
Удачный опыт гаражного автомобилестроения вдохновил, и с освоением в 1989 г. на «Ижмаше» «Орбиты» (Иж-2126) братья Кузнецовы развернулись по-настоящему.
Сначала оснащали «Орбиты» двигателями «ВАЗ-2106», по всем параметрам превосходившими уфимские «полторашки», которыми тогда штатно комплектовались «ижики». Так возникла компания «Норма-авто», был подготовлен пакет конструкторской документации, получено одобрение типа ТС и создано полноценное мелкосерийное производство. В конце концов, в 2000 г. именно эта модель (Иж-2126-030) стала базовой на главном конвейере Иж-Авто и выпускалась до лета прошлого года.
А братья Кузнецовы в начале девяностых занялись разработкой полноприводных модификаций «Орбиты». О том, что было создано, как раз можно прочитать на сайте «Нормы». Оригинальные элементы трансмиссии был созданы и выпускались самой «Нормой» в сотрудничестве с Омским заводом коробок передач и некоторыми другими предприятиями.
В некоторый момент руководство «Иж-Авто» решило освоить выпуск полноприводной модели на конвейере, и В.И. Кузнецов получил на заводе пост начальника отдела передовых разработок, или что-то в этом роде, и весьма широкие полномочия. В небывало короткие сроки полноприводная «Ода» была поставлена на конвейер, и с этого момента любители «полнолапых ежей» получили возможность выбора между заводскими и нормовскими машинками. Последние были подороже, но имели ряд преимуществ: во-первых, необычайно широкий для отечественного автопрома выбор двигателей, вплоть до уфимского двухлитрового инжектора с полисферической КС, во-вторых, выпускалась модификация с независимой задней подвеской и дисковыми задними тормозами, а в-третьих, и это главное, в норме практиковался жёсткий входной контроль кузовов и комплектующих, а сборка выполнялась аккуратнее, чем на заводе.
Летом прошлого года я заметил в Москве в продаже полноприводные «Фабулы», однако купить не успел – первая, она же последняя, партия в 100 автомобилей разошлась очень быстро. Тогда же позвонил в «Норму», и мне ответили, что они планируют выпускать машины как минимум до конца 2005 г., задел для этого есть. На этом я успокоился, а вернуться к этому вопросу пришлось в октябре, когда разбилась моя окушка.
Тогда в телефонном разговоре В.И. Кузнецов предложил мне машинку из выставочной партии, заводского изготовления, но с двигателем 1.8i ВАЗ. Поскольку предпродажную подготовку выполнит «Норма», а добросовестность «Нормы» и лично её руководителей широко известна интернет-сообществу ижеводов (http://izh.2126.ru), я легко согласился и перечислил на счета «Нормы» полную стоимость автомобиля. Зная, что обычная практика ожидания может доходить до 2-2,5 месяцев, я не особо переживал до нового года.
А вот после – заволновался. С той поры периодически звонил Кузнецову, а он мне отвечал всё одно и то же, что завод никак не подпишет документы, чтобы продать машинку «Норме», не может выписать ПТС, поскольку автомобиль нестандартный и т.д.
Предлагал вернуть деньги с процентами по ставке рефинансирования.
В конце концов я не выдержал и поехал в Ижевск.
Увидел я там жалкие остатки былого разнообразия выставочной коллекции «Иж-Авто»: 4 «охотника» (2.5-местный пикап 4x4, кабина которого слегка удлинена по сравнению со стандартным «каблуком», и за передними сиденьями есть узенькая лавочка (видимо, для собаки). «Каблучок» с ВАЗовским дизелем 1.8. И две «Фабулы» 4x4 салатового (металлик) окраса.
Одну из них я и выбрал. Удивило меня, что все 5 дверей на обеих машинах без проблем открываются и закрываются. Хотя на выставочных экземплярах, видимо, постарались хоть это сделать как следует.
Побывал у начальника ижевского сбыта (дочернее ООО «Авто-Шанс», которое должно продать машинку «Норме» или непосредственно мне). Он, понятное дело, больше заинтересован в том, чтобы машину продать, чем держать у себя, но такие вещи решаются на уровне вице-президента Иж-Авто, а тот никак не подписывает. Меня заверили, что в течение 10 дней вопрос решится окончательно. Что ж, ждать осталось недолго.
Павел Лузан |